Занятие 7

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: «Разработка социально –ориентированного проекта»

Вопросы:

1 вопрос: Проектная деятельность и её значимость.

2 вопрос Документооборот проекта

3 вопрос Ресурсы для реализации проекта

 

Литература:

1 вопрос: Проектная деятельность и её значимость.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. 

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:

Во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом.

Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.

В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

 

Деятельность. Проектная деятельность.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развитее человеческого сознания, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

 

2.               Классификация проектов

Как и любая наука, к которой относится проектная деятельность она делиться на виды:

·                 Социально - ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.

·                 Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении индивидуального проекта должны использоваться методы современной науки:, моделирование, социологический опрос и др.

·                 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

·                 Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и др.

·                 Конструкторский проект - материальный объект, макет, костюм, модель, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

 

2 вопрос Документооборот проекта

Все виды проектов в многообразии видов, имею схожую структуру описания. Описание проекта, является важнейшим сегментов его реализации. Позволяя описать и структурировать идею в необходимы деловой документ для её реализации и отчетности.

Большинство современных проектов, является ответом на предложение заказчиков, объявляющих конкурс по определенной теме и направлению востребованных в обществе.

Первый этапом описания проекта, который составляет физлицо, ИП или компания, обращается в уполномоченную организацию для получения четкого плана будущих мероприятий. Это позволяет четко сформировать документацию и представить свою идею в необходимом порядке описания.

 От правильности составления проекта зависит надежность будущего объекта и возможность его ввода в эксплуатацию. Иными словами, проектная документация — это ключ к успешному принятию решению по его реализации относительно других предложной на ряду с креативность идей и положительных последствии по его реализации .

В ее состав входят документы в текстовом и графическом виде, отражающие этапы реализации проекта, его значимость в обществе и затрат на реализацию.

Требования к оформлению проекта выставляет организация «заказчик», которыми могут быть: правительственные, коммерческие общественный и учебные организации.

Большинство документов представляются в следующем виде формальных характеристик.

Общие требования к оформлению проекта:

- Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей:

верхнее – 2см, нижнее – 1,5 см, левое – 3см, правое – 2 см.

-                 Титульный лист считается первым, но не нумеруется. 

-                 Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

-                 Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

-                  Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Внешние характеристики являются первым основным признаком при знакомстве с документом лицом экспортирующем итоговый документ. В случаи не соблюдение данных норм проект может быть отклонён к дальнейшей экспертизе.

Структура проекта

Напрямую зависит от организации «заказчика», который представляет требование к оформлению структуры.

Типовая структура может выглядеть в следующих блоках:

1 Блок: «Титульный лист»

В верхнем поле титульного листа проекта или исследовательской работы пишется полное название организации или учебного заведения, представляющего документ (размер шрифта – 16 пт.).

Посередине листа пишется без кавычек Проект или «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.)

На следующей строке – заглавными буквами указывается название Проекта или исследовательской работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).

Название не должно быть длинным, "стандартным или избитым", а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.

Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.

В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе проекта или исследовательской работы в случаи с проектом (фамилия, имя отчество, должность  занимаемая организации) или (фамилия, имя, отчество номер группы и специальность), ниже - о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность.

В самом низу титульного листа по центру указывается место описания проекта или исследовательской работы: Санкт-Петербург, на следующей строчке – год выполнения работы – 2020 – без точки, кавычек, слова "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).

Титульный лист не нумеруется!

 

2 блок «Содержание»

Описывается структура документа, его основные части или главы с указанием страниц.

 

3 Блок «Паспорт проекта»

Паспорт проекта - паспорт проекта документ, содержащий основную информацию о технических и финансовых параметрах проекта, участниках проекта, принимаемых ими обязательствах и результатах реализации проекта.

Обычно представляется в виде таблицы в двух столбах, слева описывается признак с право раскрывается смысл.

Например:

Название проекта (должно быть идентичным с названием на титульном листе)

Автор проекта: Описание организации или лица представляющий документ.

Описание организации: в случай проекта, представляемого для экспертизы и знакомства с организацией.

Цель проекта: это желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных условиях

Задачи проекта: Задачи проекта представляют собой алгоритм того, как будет выполняться процесс реализации проекта.

Целевая группа проекта: это будущие участники проекта, они же - благополучатели (это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с помощью проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр. В данном разделе должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников проекта

Актуальность проекта (в кранце) определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций, с ориентацией на потребности которых строится проект) социальная проблема, решению которой призван способствовать проект. В конце которой указывается проблема сформировавшееся в обществе.

Описание проекта (суть) Механизмы решения простеленной проблемы в описании актуальности. Предполагаемые результаты по реализации проекта.

Сроки проекта с указанием дать по его реализации. Существуют два подхода в указании сроков с учетом все жизнедеятельности проекта (основной, реализационный и заключительный этапы) или только с учётом реализационного этапа

Бюджет проекта: итоговая цена затрат на реализацию проекта с выделением собственных средств, средств спонсоров и сред, запрашиваемых у организаторов конкурса проектов.

Примечание: Паспорт проекта должен занимать максимум 2 листа А4.

Последовательность и описание признаков может быть разная в зависимости от требований составления.

Документ составляется в последнюю очередь по итогам написания основной части проекта.

 

4 Блок «Основная часть проекта»

Основная часть проекта описывает все этапа его реализации и включает в себя следующее:

А. Цель и задачи проекта

Цели и задачи проекта дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта.

Цель проекта ориентирует социальный проект на конечный результат, это то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. Чаще всего, целью социального проекта является конкретное изменение состояния изучаемого объекта, оптимизация структуры, улучшение условий его функционирования. Цель должна отвечать на вопрос: «Для чего разрабатывается проект, какую пользу предполагается получить после его завершения?». Цель это во имя чего предпринимается проект.

Цель может быть долгосрочной (направляющая цель, или цель развития) и краткосрочной (ближайшая конкретная цель проекта).

Цель развития (долгосрочная, или направляющая цель) – та цель, в которой данный проект стремится, но за срок осуществления проекта она не достижима. Направлена на следствия основной проблемы.

Ближайшая конкретная цель (БКЦ) – та цель, которой достигнет проект за срок своего осуществления. Направлена на устранение основной проблемы.

Конкретизируется цель задачами.

Задачи – это действия, которые необходимо совершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата.

Задачи – конкретные и поддающиеся измерениям возможные изменения, которые произойдут в результате осуществления проекта. Задачи, как правило, максимально конкретизируются, в них должны содержаться количественные данные, характеризующие степень полезности проекта (показатели). Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта, измерить его эффект. Они могут выражаться абсолютными, процентными и т.д. символами.

Формулировка задач начинается со слов:

– подготовить

– распределить

– уменьшить

– увеличить

– организовать

– изготовить

– установить и т.д.

Формулировка задач отражает вероятность того, что проект будет реализован.

Из целей и задач должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Суть проекта: по этапное описание реализации проекта его сильных сторон и преимуществ по решению проблемы выявленной во внешней среде. Предполагаемые количественные результаты, то есть сколько людей из целевой группы участников получат определённые проектом блага.

Если в рамках проекта предполагается участи других целевых групп например: проект направлен на детей, а участие принимаю еще и родители, то стоит указать общее количество участников проект раздели их на целевую группу и других.

Так же к количественным результатом относиться число мероприятии проводимых в рамках проекта для благополучателей.

Качественные результаты — это показатели, описывающие качественные изменения, которые произошли в результате реализации Проекта, например, устойчивые изменения в жизни благополучателей, партнёров в сфере реализации Проекта и т.д.

Риски проекта

Проектный риск - это возможность возникновения непредвиденных ситуаций или рисковых событий в проекте, которые могут негативно или позитивно воздействовать на достижение целей проекта. Например форс мажоры (погодные, политические, социальные, экономические)

Б. Этапы проектов

Подготовительный этап

В рамках которого проводиться анализ внешней среды на выявление проблемы у определенной целевой аудитории, на которую будет направлен проект. Анализ внутренние среды и средств организации, которая будет осуществлять проект по решению выявленной проблемы внешней среды.

На пересечении внешней и внутренней среды формируется идея и цель проекта и формируется примерный бюджет на реализацию проекта.

Затем в рамках подготовительного эта происходят следующее действия:

1.               Формируется рабочая группа по реализации проекта, в которую могут входить:

·                 Автор проекта

·                 Исполнитель проекта

·                 Специалисты реализующее проект

·                 Бухгалтер проекта.

2.               Составляются договора с привлеченными лицами

·                 Узкие специалисты, которые могут предоставить услуги благо получателям в рамках проекта.

·                 Специалист по рекламе и работе со СМИ. (рекламные агентства, дизайнеры, специалисты по работе с фото-видео материалами и т.д.)

·                 Заключение договоров на аренду помещении и технических средств по необходимости

·                 Ведущими мероприятии и актерами.

3.               Производятся закупки необходимых материалов.

·                 Теле аудио аппаратура.

·                 Призовой фонд проекта (если он предполагается)

·                 Канцелярские принадлежности и прочие материалы для реализации проекта.

4.               Составление сценариев и репетиционные моменты.

Основной этап (реализационный период)

Срок, в который проводятся мероприятия для достижения цели проекта благополучателям. Например: Презентация проекта обществу, цикл мероприятий  (мастер классы, представления, диспуты, обсуждения, социально значимые мероприятия), итоговое мероприятия проекта для благополучателей, в котором демонстрируются итоги проекта, вручаются грамоты, призы.

Очень важно при реализации проекта информировать предполагаемых  благополучателей о нем, через средства СМИ.

Заключительный этап

В рамках заключительного этапа происходит анализ положительный и отрицательных моментов по реализации проекта.

Составляется финансовый и текстовой отчет по его реализации.

5 блок «Календарный план»

Календарный план - это инструмент, используемый для планирования, составления расписания и контроля хода выполнения проекта.

Представляется в виде таблицы с указанием этапа, парадного номера действия, описания действия сроках и ответственного лица.

Сроки могут идти параллельно или отдельно если это необходимо

 

№ п.п

Наименование действия

Срок, ответственное лицо

Подготовительный этап

1

Разработка проекта

Январь-Февраль

Иванов А.А.

2

Создание рабочей группы

Февраль

Петрова И.В.

3

Заключение договоров (с каждым специалистом отдельно)

Февраль-Март

Сидорова В.В.

4

Покупка необходимых материалов (каждый вид отдельно)

Февраль- Март

Красков А.Г.

Основной этап

1

Презентация проектов

Апрель

Иванова А.А.

2

Проведение мастер классов (каждый отдельно)

Апрель - Июнь

Кулакова И.Г

3

Проведение иных мероприятий (каждое отдельно)

Апрель - Инюнь

Кулакова И.

4

Итоговое мероприятие проекта

Июнь

Иванова А.А.

 

Заключительный этап

 

1

Подготовка отчета

Июль- август 20 Иванова А.А.

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

6             Блок «Смета проект»

Смета проекта – документ, содержащий список затрат проекта, полученных на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен, структурированный по статьям.

Смета проекта может быть составлена из следующих частей

А. Собственные средства организации

В. Спонсорские средства и пожертвования

Г. Средства запрашиваемы у организации проводимой конкурс проектов.

Для положительного решения по реализации проекта смета не должно превышать отведенный лимит средств организаторами конкурса проектов, иметь в себе привлеченную часть и оправданные расходы.

 

3 вопрос Ресурсы для реализации проекта

По мимо креативно идей для реализации проекта необходимо наличие следующих ресурсов

Организационные ресурсы – Ресурсы позволяющие организовать методологически – то есть последовательно простроить работу по реализации проекта (руководитель проекта)

Кадровые ресурсы – Наличие специалистов, которые могут реализовать постеленные рабочего (календарного) плана проекта задачи. Они могут быть сотрудниками организации или быть привлечены «со стороны» в рамках реализации проекта  

Нормативно-правовые ресурсы – любой проект, должен быть проработан с учетом соблюдения всех правовых норм по его реализации, для недопущение его нарушения (законодательства)

Информационные ресурсы – для привлечения общественного резонанса, необходимо освещать ход реализации проекта в Интернет и СМИ. Через информационные источники. Помимо наличие таких источников необходимо иметь, в штате реализации проекта, специалиста отвечающего за данное направление

Материально-технические ресурсы  этот ресурс позволяет полноценно представить проект для благополучателей, через наличие помещения, демонстрационных средств (аудио и видео), привлечение и специалистов и их оплату.

Комментарии