Занятие 7
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Тема: «Разработка социально –ориентированного
проекта»
Вопросы:
1 вопрос: Проектная деятельность и её значимость.
2 вопрос Документооборот проекта
3 вопрос Ресурсы для реализации проекта
Литература:
1 вопрос: Проектная деятельность и её значимость.
Одной из основополагающих
характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры,
является его способность к проективной деятельности.
Проективная (или проектная)
деятельность относится к
разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится
на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и
усовершенствовать.
Актуальность овладения основами
проектирования обусловлена:
Во-первых, тем, что данная
технология имеет широкую область применения на всех уровнях жизнедеятельности
человека в отдельности и общества в целом.
Во-вторых, владение логикой и
технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно
осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
В-третьих, проектные технологии
обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Деятельность. Проектная деятельность.
Деятельность –
специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание
которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей;
условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства,
результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и
синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков:
предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная
деятельность учащихся
является одним из методов развитее человеческого сознания, направлена на выработку
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов),
способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет
знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно
важным проблемам.
2.
Классификация
проектов
Как и любая наука, к которой относится проектная деятельность она
делиться на виды:
·
Социально
- ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные
материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.
·
Исследовательский
проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование
актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное
выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных
результатов. При выполнении индивидуального проекта должны использоваться
методы современной науки:, моделирование, социологический опрос и др.
·
Информационный
проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с
целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции
по ходу работы.
·
Творческий
проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его
выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
видеофильмы и др.
·
Конструкторский
проект - материальный объект, макет, костюм, модель, иное конструкторское
изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и
применения.
2 вопрос Документооборот проекта
Все виды проектов в многообразии
видов, имею схожую структуру описания. Описание проекта, является важнейшим сегментов
его реализации. Позволяя описать и структурировать идею в необходимы деловой
документ для её реализации и отчетности.
Большинство современных проектов,
является ответом на предложение заказчиков, объявляющих конкурс по определенной
теме и направлению востребованных в обществе.
Первый этапом описания проекта, который
составляет физлицо, ИП или компания, обращается в уполномоченную организацию
для получения четкого плана будущих мероприятий. Это позволяет четко сформировать
документацию и представить свою идею в необходимом порядке описания.
От правильности составления проекта зависит
надежность будущего объекта и возможность его ввода в эксплуатацию. Иными
словами, проектная документация — это ключ к успешному принятию решению по его
реализации относительно других предложной на ряду с креативность идей и
положительных последствии по его реализации .
В ее состав входят документы в
текстовом и графическом виде, отражающие этапы реализации проекта, его значимость
в обществе и затрат на реализацию.
Требования к оформлению проекта
выставляет организация «заказчик», которыми могут быть: правительственные, коммерческие
общественный и учебные организации.
Большинство документов
представляются в следующем виде формальных характеристик.
Общие требования к оформлению проекта:
- Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman,
размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей:
верхнее – 2см, нижнее –
-
Титульный лист считается первым, но не
нумеруется.
-
Каждая новая глава начинается с новой страницы.
Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
-
Все разделы плана (названия глав, выводы,
заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
-
Все
сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Внешние характеристики являются первым основным признаком при знакомстве
с документом лицом экспортирующем итоговый документ. В случаи не соблюдение
данных норм проект может быть отклонён к дальнейшей экспертизе.
Структура проекта
Напрямую зависит
от организации «заказчика», который представляет требование к оформлению
структуры.
Типовая
структура может выглядеть в следующих блоках:
1 Блок: «Титульный
лист»
В верхнем поле
титульного листа проекта или исследовательской работы пишется полное название организации
или учебного заведения, представляющего документ (размер шрифта – 16 пт.).
Посередине
листа пишется без кавычек Проект или «Исследовательская работа» (шрифт – 24
пт.)
На следующей
строке – заглавными буквами указывается название Проекта или исследовательской
работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28
пт.).
Название не
должно быть длинным, "стандартным или избитым", а по возможности
кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему
содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.
Название, если
необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления
темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе
заглавие работы.
В правом нижнем
углу титульного листа указываются сведенья об авторе проекта или исследовательской
работы в случаи с проектом (фамилия, имя отчество, должность занимаемая организации) или (фамилия, имя,
отчество номер группы и специальность), ниже - о руководителе исследовательской
работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность.
В самом низу
титульного листа по центру указывается место описания проекта или исследовательской
работы: Санкт-Петербург, на следующей строчке – год выполнения работы – 2020 –
без точки, кавычек, слова "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).
Титульный лист
не нумеруется!
2 блок «Содержание»
Описывается структура документа, его
основные части или главы с указанием страниц.
3 Блок «Паспорт проекта»
Паспорт проекта - паспорт проекта
документ, содержащий основную информацию о технических и финансовых параметрах
проекта, участниках проекта, принимаемых ими обязательствах и результатах реализации
проекта.
Обычно представляется в виде
таблицы в двух столбах, слева описывается признак с право раскрывается смысл.
Например:
Название проекта (должно быть идентичным с названием на
титульном листе)
Автор проекта: Описание организации или лица представляющий
документ.
Описание организации: в случай проекта, представляемого для экспертизы
и знакомства с организацией.
Цель проекта: это
желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных
условиях
Задачи проекта: Задачи проекта представляют собой алгоритм
того, как будет выполняться процесс реализации проекта.
Целевая группа проекта: это будущие участники проекта, они
же - благополучатели (это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с
помощью проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр. В данном разделе
должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных
рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус
потенциальных участников проекта
Актуальность проекта (в кранце) определяется тем, насколько
значима для общества (сообщества, группы людей или организаций, с ориентацией
на потребности которых строится проект) социальная проблема, решению которой
призван способствовать проект. В конце которой указывается проблема сформировавшееся
в обществе.
Описание проекта (суть) Механизмы решения простеленной
проблемы в описании актуальности. Предполагаемые результаты по реализации
проекта.
Сроки проекта с указанием дать по его реализации. Существуют
два подхода в указании сроков с учетом все жизнедеятельности проекта (основной,
реализационный и заключительный этапы) или только с учётом реализационного
этапа
Бюджет проекта: итоговая цена затрат на реализацию проекта
с выделением собственных средств, средств спонсоров и сред, запрашиваемых у
организаторов конкурса проектов.
Примечание: Паспорт проекта должен занимать максимум 2 листа А4.
Последовательность и описание признаков может быть разная в
зависимости от требований составления.
Документ составляется в последнюю очередь по итогам написания основной
части проекта.
4 Блок «Основная часть проекта»
Основная часть проекта описывает все этапа его реализации и включает в
себя следующее:
А. Цель и задачи проекта
Цели и задачи проекта дают представление, каковы же будут итоги
выполнения проекта.
Цель проекта ориентирует социальный проект на конечный результат,
это то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта. Чаще всего, целью
социального проекта является конкретное изменение состояния изучаемого объекта,
оптимизация структуры, улучшение условий его функционирования. Цель должна
отвечать на вопрос: «Для чего разрабатывается проект, какую пользу
предполагается получить после его завершения?». Цель это во имя чего
предпринимается проект.
Цель может быть долгосрочной (направляющая цель, или цель развития) и
краткосрочной (ближайшая конкретная цель проекта).
Цель развития (долгосрочная, или направляющая цель) – та цель, в которой
данный проект стремится, но за срок осуществления проекта она не достижима.
Направлена на следствия основной проблемы.
Ближайшая конкретная цель (БКЦ) – та цель, которой достигнет проект за
срок своего осуществления. Направлена на устранение основной проблемы.
Конкретизируется цель задачами.
Задачи – это действия, которые необходимо совершить для достижения
цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного
результата.
Задачи – конкретные и поддающиеся измерениям возможные изменения, которые
произойдут в результате осуществления проекта. Задачи, как правило, максимально
конкретизируются, в них должны содержаться количественные данные,
характеризующие степень полезности проекта (показатели). Показатели –
инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта,
измерить его эффект. Они могут выражаться абсолютными, процентными и т.д.
символами.
Формулировка задач начинается со слов:
– подготовить
– распределить
– уменьшить
– увеличить
– организовать
– изготовить
– установить и т.д.
Формулировка задач отражает вероятность того, что проект будет
реализован.
Из целей и задач должно быть ясно, что получится в результате выполнения
проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.
Суть проекта: по этапное описание реализации проекта его
сильных сторон и преимуществ по решению проблемы выявленной во внешней среде. Предполагаемые
количественные результаты, то есть сколько людей из целевой группы
участников получат определённые проектом блага.
Если в рамках проекта предполагается участи других целевых групп например:
проект направлен на детей, а участие принимаю еще и родители, то стоит указать
общее количество участников проект раздели их на целевую группу и других.
Так же к количественным результатом относиться число мероприятии
проводимых в рамках проекта для благополучателей.
Качественные результаты — это показатели, описывающие качественные
изменения, которые произошли в результате реализации Проекта, например,
устойчивые изменения в жизни благополучателей, партнёров в сфере реализации
Проекта и т.д.
Риски проекта
Проектный риск - это возможность возникновения непредвиденных ситуаций
или рисковых событий в проекте, которые могут негативно или позитивно
воздействовать на достижение целей проекта. Например форс мажоры (погодные,
политические, социальные, экономические)
Б. Этапы проектов
Подготовительный этап
В рамках которого проводиться анализ внешней среды на выявление проблемы
у определенной целевой аудитории, на которую будет направлен проект. Анализ внутренние
среды и средств организации, которая будет осуществлять проект по решению выявленной
проблемы внешней среды.
На пересечении внешней и внутренней среды формируется идея и цель проекта
и формируется примерный бюджет на реализацию проекта.
Затем в рамках подготовительного эта происходят следующее действия:
1.
Формируется рабочая группа по реализации проекта,
в которую могут входить:
·
Автор проекта
·
Исполнитель проекта
·
Специалисты реализующее проект
·
Бухгалтер проекта.
2.
Составляются договора с привлеченными лицами
·
Узкие специалисты, которые могут предоставить
услуги благо получателям в рамках проекта.
·
Специалист по рекламе и работе со СМИ.
(рекламные агентства, дизайнеры, специалисты по работе с фото-видео материалами
и т.д.)
·
Заключение договоров на аренду помещении и
технических средств по необходимости
·
Ведущими мероприятии и актерами.
3.
Производятся закупки необходимых материалов.
·
Теле аудио аппаратура.
·
Призовой фонд проекта (если он предполагается)
·
Канцелярские принадлежности и прочие материалы
для реализации проекта.
4.
Составление сценариев и репетиционные моменты.
Основной этап (реализационный период)
Срок, в который проводятся мероприятия для достижения цели проекта благополучателям.
Например: Презентация проекта обществу, цикл мероприятий (мастер классы, представления, диспуты,
обсуждения, социально значимые мероприятия), итоговое мероприятия проекта для
благополучателей, в котором демонстрируются итоги проекта, вручаются грамоты,
призы.
Очень важно при реализации проекта информировать предполагаемых благополучателей о нем, через средства СМИ.
Заключительный этап
В рамках заключительного этапа происходит анализ положительный и отрицательных
моментов по реализации проекта.
Составляется финансовый и текстовой отчет по его реализации.
5 блок «Календарный план»
Календарный план - это инструмент, используемый для планирования,
составления расписания и контроля хода выполнения проекта.
Представляется в виде таблицы с указанием этапа, парадного номера действия,
описания действия сроках и ответственного лица.
Сроки могут идти параллельно или отдельно если это необходимо
№ п.п |
Наименование
действия |
Срок, ответственное лицо |
Подготовительный
этап |
||
1 |
Разработка проекта
|
Январь-Февраль
Иванов А.А. |
2 |
Создание
рабочей группы |
Февраль Петрова И.В. |
3 |
Заключение
договоров (с каждым специалистом отдельно) |
Февраль-Март Сидорова В.В. |
4 |
Покупка
необходимых материалов (каждый вид отдельно) |
Февраль- Март Красков А.Г. |
Основной
этап |
||
1 |
Презентация
проектов |
Апрель Иванова А.А. |
2 |
Проведение мастер
классов (каждый отдельно) |
Апрель - Июнь Кулакова И.Г |
3 |
Проведение иных
мероприятий (каждое отдельно) |
Апрель - Инюнь Кулакова И. |
4 |
Итоговое
мероприятие проекта |
Июнь Иванова А.А. |
|
Заключительный
этап |
|
1 |
Подготовка отчета |
Июль- август 20 Иванова А.А. |
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
6
Блок «Смета проект»
Смета проекта – документ, содержащий список затрат проекта, полученных на
основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен, структурированный по
статьям.
Смета проекта может быть составлена из следующих частей
А. Собственные средства организации
В. Спонсорские средства и пожертвования
Г. Средства запрашиваемы у организации проводимой конкурс проектов.
Для положительного решения по реализации проекта смета не должно
превышать отведенный лимит средств организаторами конкурса проектов, иметь в
себе привлеченную часть и оправданные расходы.
3 вопрос Ресурсы для реализации проекта
По мимо креативно идей для реализации проекта необходимо наличие следующих
ресурсов
Организационные ресурсы – Ресурсы позволяющие организовать
методологически – то есть последовательно простроить работу по реализации
проекта (руководитель проекта)
Кадровые ресурсы – Наличие специалистов, которые могут реализовать
постеленные рабочего (календарного) плана проекта задачи. Они могут быть
сотрудниками организации или быть привлечены «со стороны» в рамках реализации проекта
Нормативно-правовые ресурсы – любой проект, должен быть проработан
с учетом соблюдения всех правовых норм по его реализации, для недопущение его
нарушения (законодательства)
Информационные ресурсы – для привлечения общественного резонанса,
необходимо освещать ход реализации проекта в Интернет и СМИ. Через информационные
источники. Помимо наличие таких источников необходимо иметь, в штате реализации
проекта, специалиста отвечающего за данное направление
Материально-технические ресурсы – этот ресурс позволяет полноценно представить
проект для благополучателей, через наличие помещения, демонстрационных средств
(аудио и видео), привлечение и специалистов и их оплату.
Комментарии
Отправить комментарий