Занятие 2

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: «Классификация проектов и их особенности.

Вопрос: Классификация проектов и их особенности

 

Литература:

1.         Виноградова, Надежда Александровна Научно-исследовательская работа студента. Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Виноградова Надежда Александровна. - М.: Академия (Academia), 2015.

2.         Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования). - ISBN 978-5-9925-0986-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044056

3.         Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся : учебное пособие / М. Н. Гринько, И. Н. Мешерякова, А. Н. Персунько [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Моисеевой. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 152 с. - ISBN 978-5-9765-2584-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=357614 (дата обращения: 03.06.2020)

4.         Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе : монография / П. Ю. Романов, Т. П. Злыднева, Т. Е. Романова [и др.]. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 260 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/25280. - ISBN 978-5-16-105530-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=350963 (дата обращения: 03.06.2020)

5.         Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. - Москва : Форум, 2010. - 208 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-408-5 - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=141265 (дата обращения: 03.06.2020)


 

Вопрос: Классификация проектов и их особенности

Проект — это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных). Существует несколько различных трактовок понятия "проект", пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:

начало проекта имеет четкую дату;

окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;

наличие четко сформулированной цели;

уникальность готового продукта;

ограничение в основных ресурсах;

одноразовость. или цикличность в зависимости от востребованности проекта у потребителей. (больше это выражено в социальных проектах)

Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований: направленность начинания, его состав и структура;

·                 сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;

·                 масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников; продолжительность его внедрения;

·                 степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.

Классификация проектов – это отнесение того или иного проекта к определенному типу в зависимости от признака классификацииПроекты различаются по уровню, масштабам изменений, широте охвата, по требованиям к качеству и способам его обеспечения, по совокупности проектовпо уровню участников, по характеру целевой задачи, по объекту инвестиционной деятельности, по главной причине возникновения проекта.

Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений.

Классификация проектов происходит по критериям классификации (общим признакам) Выделяют такие наиболее распространенные критерии: типы, виды, класс, длительность и масштаб проектов:

Классификация по Типу

·       организационные;

·       экономические;

·       социальные;

·       технические;

·       смешанные.

Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы проектов.

Организационные. Они направлены на реформирование существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:

·                 сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;

·                 цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;

·                 ресурсы выделяются по мере их наличия;

·                 расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.

Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.

Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:

·                 поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;

·                 сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;

·                 расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.

Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:

·                 сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;

·                 изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются; зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;

·                 финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.

встречается несколько иная классификация проектов

социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности

Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:

·                 желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;

·                 сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;

·                 все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;

·                 ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.

Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, — к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.).

Классификация по Виду

·                 Научно-исследовательские

·                 Инновационные

·                 Инвестиционные

·                 Учебно-образовательные

·                 Комбинированные

Научно-исследовательский проект направлен на решение актуальных практических и теоретических задач, имеющих социально- культурное, народно-хозяйственное, политическое значение.

Характерными особенностями научно-исследовательского проекта являются новизна и актуальность поставленной цели, сложность решаемых задач.

Инновационный проект

Понятие «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения:

·                 - в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.;

·                 - в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновационный проект - это система взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации

Инвестиционный проект - это продуманный план действий, связанный с вложением финансовых и иных материальных средств в определенную деятельность с целью получить от этого прибыль.

Учебно-образовательный проект это  форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. К ним относятся

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

 

Комбинированный проект – это проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, с привлечение специалистов из разных областей, данные проекты являются наиболее сложными и трудоемкими поскольку в них требуется нестандартный подход

Комбинированные проекты реализуются в нескольких областях деятельности: Проект реформирования предприятия; внедрение системы финансового планирования; разработка и внедрение специального программного обеспечения

Классификация по классу:

·        Монопроект

·        Мультипроект

·        Мегапроект

·        Программа

Монопроект — проект, направленный на решение преимущественно одной задачи (обычно в рамках предприятия). Может быть различного типа и назначения, но имеет определенную цель, ограничения по финансам, ресурсам, времени, качеству (инвестиционный, инновационный и др.).

Мультипроект — комплексный проект, состоящий из ряда взаимосвязанных монопроектов, объединенных одной целью (например, реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления); множество монопроектов, объединенных общим бюджетом и временем реализации, направленных на достижение одной цели. Мультипроект может включать разные монопроекты — социальные, организационные, технические и иные. В отличие от разрозненных инновационных монопроектов, проекты в составе мультипроекта приносят не только частные эффекты, но и значительный общий синергетический эффект

Мегапроект — объединение множества мультироектов, характеризуется централизованной системой проектного руководства и финансирования, направлен на решение проблем отдельных комплексов, отраслей и территорий2. Примером мегапроектов выступают целевые программы по реформированию экономики страны, развитию регионов, отраслей и других образований. Отличительные черты мегапроектов: их высокая стоимость, сложность организационной структуры управления, многоаспектность их влияния, множество участников проекта.

Программа - совокупность проектов или проектотличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. Главное отличие проектной деятельности от операционной деятельности - это время деятельности.

Классификация по длительности:

  • Краткосрочные проекты
  • Среднесрочные проекты
  • Долгосрочные проекты

Длительность операции - это продолжительность времени, необходимого для выполнения операции. Длительность может измеряться количеством дней, в течение которых человек (или несколько человек) трудился над данной операцией. Процесс оценки длительности плановых операций использует информацию о содержании работ операции, требуемых ресурсов, календарях ресурсов с указанием их доступности

Длительность проекта напрямую зависит от:

·       Финансовой возможности организации

·       Трудовых ресурсов

·       Востребованности и актуальности проекта у потребителя

·       Сроков достижения цели проекта и создание итогового продукта

·       Необходимости повторение проекта

Краткосрочные проекты. Обычно краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя.

Часто коммерческие проекты реализуются как краткосрочные, когда планируется производство какой-нибудь новинки. В этом случае заказчик идет на увеличение стоимости проекта, поскольку выигрыш в скорости становится залогом общего успеха проекта.

В социальной сфере потребность в ускорении сроков исполнения проекта может проявляться в чрезвычайных ситуациях (например, при разворачивании пунктов психологической помощи населению после природной или техногенной катастрофы) и в некоторых других случаях, обычно все же не связанных с опережением конкурентов по внедрению нововведений.

Среднесрочные проекты. Обычно среднесрочные проекты осуществляются за 3—5 лет.

Распространенной стала практика создания среднесрочных программ, состоящих из множества проектов.

Долгосрочные проекты. Такие проекты осуществляются на протяжении 10—15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. Но скорость научно-технических изменений (а значит, и социальных изменений, к которым они ведут) так велика, что сегодня невозможно вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне.

С учетом этого долгосрочные социальные проекты разделяются на последовательные этапы, ближайшие из которых разрабатываются конкретно, а отдаленные — в обобщенной форме, нередко лишь на концептуальном уровне.

Некоторые проекты, например предусматривающие строительство социальных объектов, приходится планировать на всю долгосрочную перспективу: строительный проект может быть доведен до конца на основе предварительного замысла даже при изменении внешних обстоятельств.

В сфере социальной работы долгосрочность проекта может быть приобретенным признаком, что зависит от того, насколько эффективно оказываемые услуги удовлетворяют насущные общественные потребности.

Классификация по масштабности

  • Малые проекты
  • Средние проекты 
  • Крупные проекты 
  • Мегапроекты 

 

На масштаб проекта влияют те же характеристики, что и на длительность

·                   Финансовой возможности организации

·                   Трудовых ресурсов

·                   Востребованности и актуальности проекта у потребителя

· Сроков достижения цели проекта и создание итогового продукта

·                   Необходимости повторение проекта

Одним из главных отличий является территориальность реализации проекта и вовлечение в него потребителей.

Малые проекты, помимо относительно небольших объемов работ в физическом и стоимостном измерении, характеризуются сравнительной простотой технологических процессов и небольшой номенклатурой необходимых ресурсов, что не исключает в отдельных случаях использование специальных материалов и технических средств высокой стоимости. Порядок количественных параметров малых проектов, по различным данным, представляется капиталовложениями

в 10–15 млн долл. и трудовыми затратами до 50 тыс. чел/ч. С одной стороны, малые проекты могут выполняться с некоторыми упрощениями процедур разработки и исполнения, формирования проектной команды. С другой – они требуют особой тщательности расчетов сроков работ и необходимых ресурсов, а также соблюдения намеченных графиков выполнения технологических процессов, ибо любые отклонения могут существенно повлиять на ход проекта, его стоимость и сроки завершения. Малые проекты, как правило, выполняются под руководством одного управляющего, координирующего все процессы проекта: технологические, обеспечивающие, корректировочные и т.п. Команда проекта (производственно-управленческий коллектив) должна отличаться гибкостью (взаимозаменяемостью), четким знанием и умением исполнения различных задач, навыками не только технологического плана, но и организационного, включая процедуры сдачи заказчику результатов проекта.

Средние проекты отличаются от малых как по величине объемов работ и затрат всех видов ресурсов, так и по сложности отдельных элементов (процессов) проекта и масштабам капитальных вложений. По некоторым данным, средние проекты можно характеризовать объемами капитальных вложений в несколько сотен миллионов долларов и сроками реализации от двух до пяти лет.

Крупные проекты превышают по своим параметрам средние в несколько раз. Эффективная реализация крупного проекта требует использования современных инструментов управления, таких как метод поэтапной разработки и реализации проекта (Stage Gate Process), координации действий проектной команды, тщательного подхода к структуризации проекта, мониторингу его реализации. Проектная команда крупного проекта может быть очень большой по численности. Так проектная команда, отвечающая за строительство одной установки на нефтеперерабатывающем заводе (бюджет проекта около 200 млн долл.), может, по опыту крупных компаний, состоять из 20–30 человек, а целого завода – более чем из 100–150 человек, не считая подрядчиков.

Мегапроекты представляют собой целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Они формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления – государственном, региональном, муниципальном – и отличаются крайне высокой стоимостью (миллиарды долларов), трудоемкостью (порядка 20 млн чел/ч) и длительными сроками реализации (пять лет и больше).

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Методические указания по выполнению практического занятия №1

 «Описание характеристик проекта на основе видовых особенностей»

Цель: уметь классифицировать проекты по их видовым признакам.

Задачи:

·       применить получение знания на учебном № 2 в практическую деятельность студента

·       Оценить аналитические и поисковые навыки студента.

Описания:

Открыть папку с примерами паспортов проекта (папка выбирается на основе списка студентов например: 1 – Афанасьева Елизавета)

Вписать его название из паспорта проекта

Проанализировать каждый паспорт в отдельной таблице.

Кратко вписать выводы видового признака, выявленного при анализе паспорта проекта, например: «В проекте предусмотрены социальные изменения поскольку итогом проекта является вовлечение его участников в досуговую деятельность».

Работа выполняется с учетом лекции учебного занятия № 2, консультации с педагогом и самостоятельным поиском информации в Интернете.

Представить работу в электронном виде.

Критерии оценки:

Работа в анализ трех паспортов проекта.

Правильный анализ с выявлением всех видовых особенностей 3 паспортов проекта по типу, виду, классу, длительности масштабу -оценка 5 (отлично)

Правильный анализ с выявлением всех видовых особенностей 2 паспортов проекта по типу, виду, классу, длительности масштабу -оценка 4 (отлично)

Правильный анализ с выявлением всех видовых особенностей 1 паспорта проекта по типу, виду, классу, длительности масштабу -оценка 3 (отлично)

Невыполнение работы, оценка 2 (неудовлетворительно)

Итоговая оценка снижается в случай не правильного выявления признака.


 

Классификация 1 проекта

Название проекта

Классификация по Типу

Организационный

Экономический

Социальный

Технический

Смешанный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по Виду

Научно-исследовательские

Инновационный проект

 

Инвестиционный проект

Учебно-образовательный проект

Комбинированный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по классу

Монопроект

Мультипроект

Мегапроект

Программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по длительности

Краткосрочные проекты

 

Среднесрочные проекты

 

Долгосрочные проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по масштабности

Малые проекты

Средние проекты

Крупные проекты

Мегапроекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация 2 проекта

Название проекта

Классификация по Типу

Организационный

Экономический

Социальный

Технический

Смешанный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по Виду

Научно-исследовательские

Инновационный проект

 

Инвестиционный проект

Учебно-образовательный проект

Комбинированный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по классу

Монопроект

Мультипроект

Мегапроект

Программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по длительности

Краткосрочные проекты

 

Среднесрочные проекты

 

Долгосрочные проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по масштабности

Малые проекты

Средние проекты

Крупные проекты

Мегапроекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация 3 проекта

Название проекта

Классификация по Типу

Организационный

Экономический

Социальный

Технический

Смешанный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по Виду

Научно-исследовательские

Инновационный проект

 

Инвестиционный проект

Учебно-образовательный проект

Комбинированный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по классу

Монопроект

Мультипроект

Мегапроект

Программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по длительности

Краткосрочные проекты

 

Среднесрочные проекты

 

Долгосрочные проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация по масштабности

Малые проекты

Средние проекты

Крупные проекты

Мегапроекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии