Занятие 1

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: «История развития проектной и исследовательской деятельности»

Вопросы:

1. Вопрос: История развития научной - исследовательской деятельности

2. Вопрос: Различные подходы к пониманию понятия «исследовательская деятельность".

3 Вопрос: История развития проектной деятельности

4 Вопрос: Представление различного подхода в понимании проектной деятельности.

Литература:

1.         Виноградова, Надежда Александровна Научно-исследовательская работа студента. Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Виноградова Надежда Александровна. - М.: Академия (Academia), 2015.

2.         Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования). - ISBN 978-5-9925-0986-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044056

3.         Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся : учебное пособие / М. Н. Гринько, И. Н. Мешерякова, А. Н. Персунько [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Моисеевой. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 152 с. - ISBN 978-5-9765-2584-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=357614 (дата обращения: 03.06.2020)

4.         Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе : монография / П. Ю. Романов, Т. П. Злыднева, Т. Е. Романова [и др.]. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 260 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/25280. - ISBN 978-5-16-105530-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=350963 (дата обращения: 03.06.2020)

5.         Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. - Москва : Форум, 2010. - 208 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-408-5 - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=141265 (дата обращения: 03.06.2020)


1. Вопрос: История развития научной - исследовательской деятельности

Наука наряду с искусством, моралью и предметным действием человека – важнейшая сфера жизнедеятельности общества.

Относительно даты и места рождения науки выделяется 5 точек зрения:

1- наука была всегда, так как она органично присуща практической и познавательной деятельности человека;

2- наука зародилась в Древней Греции в 5 в. до н.э., именно здесь знание впервые соединили с обоснованием;

3- наука возникла в Западной Европе в позднее средневековье (12-14 вв.) вместе с особым интересом к знанию, полученному опытным путем, математике;

4- наука начинается с 16-17 вв. работами Г. Галилея и И. Ньютона, разработавшими первую теоретическую модель физики на языке математики;

5- наука начала свое развитие с первой трети 19 в., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

Дать всестороннее определение науки крайне трудно вследствие ее многогранности. В настоящее время существуют сотни определений науки.

В целом, наука – система, объединяющая установленные научные знания, обоснованные практикой, и творческую деятельность людей, направленную на получение нового знания, а также результат этой деятельности (информацию) как сумму полученных к данному моменту научных знаний, формирующих представление об окружающей действительности.

Выделим в этом определении две части:

1) разработанная система накопленных научных знаний (информация) об объективных законах и закономерностях развития науки;

2) научная деятельность людей (научные исследования), направленная на получение, систематизацию и переработку знаний, на более глубокое познание законов и закономерностей развития науки, а также на дальнейшее воплощение научных знаний (информации) в техническом, технологическом или организационном применении (исследования).

Эти составные части науки тесно взаимосвязаны, представляя ее статическое состояние (сумму научных знаний, накопленных к настоящему времени) и форму развития (научные исследования).

Наука как система научных знаний имеет следующие специфические признаки:

1) Систематизированность накопленных научных знаний;

2) Проверенность фактов, т.е. научная информация только тогда выступает как накопленное знание, когда ее можно проверить для уточнения истины. То, что проверке не поддается, является не научным знанием, а гипотезой.

3) Воспроизводимость явлений. Возможность воспроизвести определенное явление свидетельствует о существовании некоторого объективного закона. Если научный факт не был воспроизведен, значит, полученная информация либо неверна, либо нуждается в дальнейшей проверке иными способами.

4) Долговечность системы знаний. Чем долговечнее та или иная система знаний, тем качественнее принимаемые на ее основе решения, тем больше возможностей для ее применения в других областях знания.

Научные исследования (научный труд) характеризуются следующими основными признаками:

1) Новизна и оригинальность;

2) Уникальность и неповторяемость, т.е. если научный поиск удачен, то в его повторении нет необходимости.

3) Вероятностный характер и риск. Трудно сказать с уверенностью, успешно ли и когда закончится данное исследование и можно ли гарантировать безошибочные результаты.

Доказательность полученной научной информации.

Исходя из всех требований, предъявляемых к науке сегодня, науку можно охарактеризовать как знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, подтверждаемости, концептуальной связности, предсказательной силе и практической эффективности.

Особое место в научном исследовании (научной деятельности) занимает методология научного познания. Термин «методология» обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания.

С позиций современной методологии науки для научного исследования характерно следующее:

- наличие конкретного объекта исследования;

- дифференцированное решение познавательных задач: эмпирических (выявления фактов, разработка методов), логических (установление связей, вывод одних положений из других) и теоретических (выяснение причин, установление принципов, формулирование гипотез и законов);

- четкое различие установленных фактов и гипотез;

- объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

В 20 в. произошло много важных изменений в методологии познания. Было осознано, что сложившаяся предметная структура знания не позволяет разработать единый подход к решению комплексных проблем, касающихся деятельности систем самого высокого уровня: личности, общества, культуры. Появились идеи кибернетики, системного анализа, синергетики, стремящиеся связать между собой различные подходы разных наук в единую систему методов.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

2. Вопрос: Различные подходы к пониманию понятия «исследовательская деятельность".

Касаясь этимологического анализа слова «исследования», под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

Исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование.

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, деятельностью и точностью.

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство

Понятие научно-исследовательской деятельности трактуется по-разному. Исследовательская деятельность обучающихся может протекать как на уроках, так и во внеурочное время. Во втором случае речь идет, прежде всего, о написании обучающимися учебно-исследовательских работ и участии их в научно- практических конференциях школьников.

Исследовательская деятельность — это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через по­становку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяс­нение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

Научная (научно-исследовательская) деятельность – по определению Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» от 12 июля 1996 года деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования.

Научно-исследовательская деятельность – деятельность научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов .

Под понятием научно-исследовательской деятельности трактуется деятельность, направленная на развитие исследовательского типа мышления.

Целью исследовательской деятельности является приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося)

Следовательно, главной целью является образовательный результат.

Основными задачами научно-исследовательской деятельности являются:

- развитие интересов, склонностей обучающихся, умений и навыков исследовательской деятельности;

- развитие интереса к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);

- развитие умения самостоятельно и творчески мыслить;

- освоение основной образовательной программы школы;

- содействие мотивированному выбору профессии, социальной адаптации обучающегося.

задачами научно-исследовательской деятельности являются:

- расширение теоретического кругозора и навыков исследовательской деятельности;

- формирование потребности самостоятельного пополнения и углубления знаний и умений;

- развитие творческого, креативного мышления.

Следовательно, научно-исследовательская деятельность решает одну из важных в современном образовании задачу – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать проблемы.

В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Именно такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения.

Формы исследовательской деятельности разнообразны. Коллективные формы деятельности: уроки, семинары, консилиумы, лекции, практикумы, конференции, экскурсии, экспедиции, предметные недели, школьные олимпиады, кружки, секции, курсы по выбору, научные общества обучающихся. Индивидуальные формы научно-исследовательской деятельности: работа с литературными источниками, анкетирование, работа в архивах, библиотека, музеях, наблюдение, проектирование, эксперимент.

В настоящее время инновационными формами можно назвать коммуникативные экспедиции, практикумы, консилиумы и проектирование.

3 Вопрос: История развития проектной деятельности

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности.

Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Метод проектов возник в 20-е годы ХХ века в США. Его авторами являются известные американские ученые - представители гуманистической педагоги и психологи Дж. Дьюи и Х.Килпатрик. Идея проектного обучения возникла в связи с критикой традиционного обучения. Традиционная школа была школой зубрежки. Ученики часто не понимали то, что заучивали. Знания часто не имели практического применения, были далеки от реальной жизни ребенка, его актуальных интересов. Отсюда отсутствие интереса к учению.

Дж. Дьюи и Х.Килпатрик считали, что целью образования является обучение ученика умению самостоятельно решать проблемы, а не усвоение суммы предметных знаний. Отсюда большое внимание уделялось самообразованию, в частности, умению выявлять и формулировать проблемы, находить нужную информацию, предлагать способы решения проблем, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Пи этом проблема должна быть взята из реальной жизни, значимой для ребенка. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

В России метод проектов внедрялся в педагогическую практику с 1905 по 1931 годы известным российским педагогом Шацким. Цель проектной деятельности он видел в стимулировании ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями. В 30-х годах в связи с переходом на предметное обучение проектная деятельность была подвергнута критике со стороны партии и правительства СССР. Возрождение интереса к проектной деятельности возникает в середине 90-х годов ХХ века. В настоящее время в материалах по модернизации структуры и содержания среднего общего образования отмечается важная роль проектной деятельности в образовании школьников. В частности, указывается на необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс среднего и старшего звена обучения. В некоторых образовательных моделях проектирование начинается уже в начальной школе. Например, в программе «Сообщество». Интерес к проектной деятельности связат с тем, что в настоящее время проект стал основным методом решения многих управленческих, производственных и социальных задач во всех странах мира. Так, в настоящее время в России реализуется проект «Образование».

4 Вопрос: Представление различного подхода в понимании проектной деятельности.

С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).

Для начала проясним, что же такое проект и проектная деятельность, чем она отличается от  операционной деятельности.

Формулировка понятий, особенно многосложных (каковым является понятие проекта и проектной деятельности), как правило, не претендует на единственность и полноту охвата всех

ов вводимого понятия. Поэтому существует достаточно много различных определений проекта и проектной деятельности.

Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.

Еще несколько известных формулировок:

  1. Свод знаний по управлению проектами (PMI, США), 5 издание: «Проект – временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата».
  2. Толковый словарь Merriam-Webster: «Проект (от лат. Projectus – брошенный вперед), – это метод, разработанный заранее для достижения какой-либо цели».
  3. Английская Ассоциация менеджеров проектов (APM, Великобритания): «Проект – это уникальное, временное предприятие для достижения запланированных целей».

Условно всю нашу деятельность можно поделить на:

    • операционную,
    • проектную.

Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В отличие от нее, операционная деятельность – это постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным. Ключевое отличие проектной деятельности – это уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.

Примерами проектной деятельности являются:

    • постройка дома,
    • организация конференции,
    • проектирование нового продукта,
    • разработка услуги,
    • проведение соревнования,
    • выпуск праздничного буклета и т.д.

Примеры операционной деятельности:

    • занятие спортом (тренировки),
    • изучение иностранного языка,
    • обслуживание клиентов,
    • чтение лекций,
    • производство продукта и т.д.

Вообще, применение проектной деятельности в учебном процессе способствует развитию творческих способностей, исследовательских умений, логического мышления и объединению знаний, полученных в ходе учебного процесса. Вот почему изучение данной дисциплины так важно для студентов любого направления подготовки!

1.2 Этапы проектной деятельности

(1) Первый этап работы – проблематизация. Идентификация проблемы, которую нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что является началом работы..

 Например, проблемой может быть низкое качество или отсутствие определенных услуг или товаров, несоответствие поведения людей или функционирования некоторой технической или иной системы определенным требованиям.

Возможна иная ситуация, когда заказчиком формулируется не проблема, а ставится конкретная задача. В этом случае обязательно необходимо определить, какую именно проблему заказчика решает эта задача. Этот момент в дальнейшем может привести к другим способам решения поставленной задачи.

 Например, перед вами ставится задача организации научной конференции. Постарайтесь понять, что именно хотел бы получить заказчик в результате ее проведения:

§    важен сам факт проведения такого мероприятия в определенные сроки,

§    нужен отвечающий некоторым требованиям сборник статей,

§    необходимо наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ,

§    требуется экспертная оценка некоторой научной или практической задачи. 

Обратите внимание: не всякая проблема заставляет человека действовать, поэтому для формирования команды важно ее замотивировать, побудить решать исходную проблему. 

(2) Следующий этап – целеполагание.

На этом этапе определяется: к чему все-таки должен прийти проект и каких достичь целей. Для этого важно провести шаг генерации идей, вариантов решений по достижению целей.

Существуют разные критерии, по которым можно оценить, хорошо ли сформулирована цель. Один из распространенных подходов – использование методики SMART. Здесь SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в различных областях. Вообще, в разных источниках происхождение термина присваивают различным авторам, да и впоследствии появились дополнительные критерии. Поэтому отметим суть.

 Хорошо сформулированная цель проекта должна быть:

o       конкретной (однозначно воспринимаемой всеми участниками),

o       измеримой (это значит, что вы должны сформулировать выявленную проблему в конкретных показателях),

o       достижимой при заданных временных и ресурсных ограничениях.

 Например: Увеличить посещаемость сайта до 1000 посетителей в сутки за 2 месяца с помощью ежедневной публикации новых материалов и рекламы ресурса в социальных сетях.

Желательно представить себе как можно больше способов достижения цели и выбрать из них самый оптимальный. Естественно, при выборе пути решения не забудьте оценить свои возможности.

Здесь же стоит определиться с продуктом проекта. По сути, под продуктом проекта понимается то, что должно быть реализовано (создано) для завершения проекта, для достижения цели. Продуктом проекта могут быть товары, услуги, разработанные методологии, определенные информационные материалы, результаты исследований и т.д.

 Например, если цель проведения конференции – наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ, то продукт проекта – это конкретные соглашения с определенными временными рамками, составом участников и тематикой работ.

(3) Третий этап – планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.  

(4) Четвертый этап - реализация проекта. Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки (вехи), проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.

(5) Последний этап – сдача проекта. Для данного курса «Основы проектной деятельности» непременным условием является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации команда не только показывают полученные результаты, но и демонстрируют полученный опыт в приобретенные компетенции. Также подготовка финальной презентации позволяет команде осмыслить проделанную работу, дает возможность перевести полученный опыт в знания.

Таким образом исследовательская и проектная деятельность схожи в главном это самостоятельная, а следовательно, поисковая деятельность школьников. Именно ключевое слово «поиск» (его синонимы: испы- тание, исследование, нахождение, обретение, открытие и др.) обусло- вило смешение понятий «исследовать» и «проектировать».

Проектная деятельность это деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным спосо- бом заранее запланированного результата». Результат четко обозна- чен в начале.

Исследовательская деятельность «предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира…».

Таким образом, исследовательская деятельность, развивающая по- знавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания.

Проектная деятельность развивает иные аспекты личности учени- ка: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную по- зицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения.

Главная цель проектной деятельности – изменить действи- тельность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта (макета, книги, мультфильма, видеофильма и т. д.), «получение та- кого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел», а целью исследовательской деятельности явля- ется проведение некоего исследования для уяснения какой-либо за- кономерности, «установление истины, „того, что есть“, „наблюде- ние“ за объектом, по возможности без вмешательства в его внут- реннюю жизнь».

Признаки деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:

ориентация на получение конкретного результата;

предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

·                 относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

·                 программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

·                 выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

·                 получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализа новой ситуации.

Учебно-исследовательская и проектная деятельности дают образовательный эффект, если используются совместно в учебном процессе. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Исследование подразумевает обязательное выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информаци- онные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет и гипотезы.

При реализации проекта мы продумываем план и стараемся чет-  ко следовать ему от начала и до конца. При исследовании мы тоже планируем свои действия, но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований.

Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Но нужно всегда помнить, что результатом проектной дея- тельности является продукт (запланированный! заранее извест- ный!), который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел, а результатом исследовательской деятельности является знание (заранее неизвестное) и доказательство истинности этого знания.

Если приоритетной и единственной считать только проектную дея- тельность, то в силу своего содержания у учащихся может, во-первых, сложиться ложное представление о собственных знаниях из-за отсутствия «запроса на истину»; во-вторых, отрицательное отношение учащихся к работе с заранее известным результатом, требующей напряжения и активной деятельности, может повлечь потерю интереса к учению и препятствовать формированию «исследовательского поведения», «поведение, направленное на поиск и приобретение но- вой информации».

Если приоритетной и единственной считать только учебно- исследовательскую деятельность, то у учащихся может, во-первых, не хватить ресурса двигаться в режиме постоянного поиска, учитывая специфику их возраста и несформированность определенных способов деятельности, во-вторых, есть опасность из-за режима постоянного экспериментирования не дойти до оформления результатов, что чревато отсутствием у учащихся определенной базы знаний и умений, которой они могут свободно и уверенно пользоваться.

Результатом учебно-исследовательской и проектной деятельности является создание проекта. Проектом может быть названа и последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. Первое – воплощение в любых формах идеи, замысел – будем называть моделью, а второе – весь путь от идеи до получения продукта – проектом.

Классификацию проектов по видам конечного результата можно представить следующим образом:

·                 изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т. д.);

·                 мероприятия: результат само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования, и т. д.);

·                 решение проблем: результат – решенная проблема;

·                 исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

Результатом учебного проекта являются новые знания, полученные участниками проекта в ходе выполнения разного рода действий:

·                 решить какую-либо проблему по изучаемой теме или предлагаемому заданию;

·                 провести исследования и получить какие-то новые знания;

·                 применить полученные знания при создании изделия (в т. ч. информационного), исследования, решение проблемы и т. д.

Успех учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.

Рассмотрим алгоритм исследовательской и проектной деятельности относительно единой структуры (табл. 1) и проведем сравнительный анализ.

 

Структура деятельности

Самостоятельная учебно-познавательная (поисковая)

деятельность

Исследовательская

деятельность

Проектная

деятельность

Предмет

Обнаружение проблем и их решение

Результат

Знание        (новое,         заранее

неизвестное)

Продукт       (заранее       известный

запланированный результат)

Потребность

Самостоятельно                искать

ответ на загадки мира, от- крывать новое

Влиять       на     ситуацию,                   изменять действительность

Цель

Решить когнитивную про- блему

Изменить          действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта

Действия

Анализ когнитивной проблемы.

Выдвижение гипотезы. Планирование исследования, но планы могут меняться.

Проведение исследования. Интерпретация данных.

Опровержение или не опровержение гипотезы.

В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы.

Оформление результатов исследования

Анализ ситуации, для которой необходимо создать новый продукт.

Формулирование идеи (замысла) проектирования.

Планирование этапов выполнения проекта, четкие шаги по плану.

Собственно реализация проекта.

Получение продукта, его со отнесение с исходной ситуацией.

Оформление конечных результатов проектирования

Операции

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,

систематизация

Наблюдение. Методы опроса. Анкетирование.

Теоретический анализ. Реферирование.

Многообразие операций: зависит от объекта, проблемы, субъекта и др. (решение изобретательских задач; моделирование и др.)

Таблица 1

Структура исследовательской и проектной деятельности

 

Структура

Самостоятельная учебно-познавательная (поисковая)

деятельность

деятельности

Исследовательская

деятельность

Проектная

деятельность

Конспектирование.

Математические и статистические методы и др.

 

 

Приведем пример: представим, что нам нужно построить дом на воде.

Задайте несколько вопросов, чтобы понять, что именно у вас получится:

 

У вас получится исследование

 

У вас получится проект

Что вы хотите?

Вы пытаетесь разобраться в чем-то непонятном.

Вы хотите проверить что-то на собственном опыте

 

У вас есть мечта или задумка. Вам хочется воплотить это в реальности

Например: выяснить, возможно ли

вообще строить дома на воде

 

Например: построить              дом     на

воде

Чего вы ждете?

Результат заранее неизвестен

 

Вы точно знаете, что именно у

вас должно получиться

Например: возможно, выяснится, что здания на воде строить нельзя или станет ясно, что существует великое множество самых разных

построек на воде

 

Например: несмотря на  то, что пока вы не знаете точно, как будет выглядеть ваша по- стройка, это будет именно дом

и именно на воде

Как собираетесь действовать?

Хорошо планировать свои действия. Но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований

 

Вы продумываете план и стараетесь четко следовать ему от начала и до конца

Например: если мы выясним, что бывают самые разные постройки на воде, возможно, нам захочется поделить их на группы по странам, а возможно, – по свойствам и внешнему виду

 

Например: для того, чтобы по строить дом, нужно действовать шаг за шагом: исследовать место будущего строительства, начертить план,

пройти все стадии строительства

У вас получится исследование

 

У вас получится проект

Сколько у вас времени?

Время на выполнение одной  части

исследования может быть ограни- чено. Но исследовать что-то можно

в течение всей жизни

 

Время на каждый проект огра-

ничено: у любого проекта есть начало и конец

Например: можно   начать   с   ма-

ленького школьного опыта, а по- том основать целый научно- исследовательский   институт   по

изучению построек на воде

 

Например: нельзя  строить дом

бесконечно, дома строятся, чтобы в них жили. Если захо- чется построить еще один дом,

это будет уже новый проект

 

По этим четырем вопросам легко определить вид деятельности, проектная эта деятельность или исследовательская.

В условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их четкое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.

Подводя итог можно выделить следующий основные моменты:

    1. Исследовательская и проектная деятельность имеют схожие задачи

·       Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

·       Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

·       Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

·       Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

·       Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

    1. Можно отметить, что итогом научное исследование является формирование цели для реализации проекта.
    2. История развития научно-исследовательской деятельности формируется параллельно с историей развития человечества об этом говорит накопленный информационный поток исторических документов в котором наблюдается основные его характеристики (Наблюдение, систематизация, анализ и т.д )
    3.  Проектная деятельность является результатом развития научной деятельности

 

 

 


Комментарии