Занятие 4
Тема: «Методы
исследования»
Вопросы:
1.
Вопрос:
Необходимость использования методов исследования при
проектно-исследовательской деятельности.
2.
Вопрос:
«Классификация методов исследований»
Литература:
. 1. Виноградова, Надежда
Александровна Научно-исследовательская работа студента. Технология написания и
оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования
/ Виноградова Надежда Александровна. - М.: Академия (Academia), 2015.
2. Комарова, И.В. Технология
проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В.
Комарова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор
введения ФГОС основного общего образования). - ISBN 978-5-9925-0986-1. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044056
3. Опыт организации исследовательской
деятельности обучающихся : учебное пособие / М. Н. Гринько, И. Н. Мешерякова, А.
Н. Персунько [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Моисеевой. - Москва : ФЛИНТА, 2016.
- 152 с. - ISBN 978-5-9765-2584-9. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/document?id=357614 (дата обращения: 03.06.2020)
4. Организация исследовательской деятельности
в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе : монография
/ П. Ю. Романов, Т. П. Злыднева, Т. Е. Романова [и др.]. — Москва : ИНФРА-М,
2020. — 260 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/25280. - ISBN
978-5-16-105530-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=350963
(дата обращения: 03.06.2020)
5. Основы исследовательской деятельности:
Учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. - Москва : Форум, 2010. - 208
с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-408-5
- Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=141265
(дата обращения: 03.06.2020)
1.
Вопрос:
Необходимость использования методов исследования при проектно-исследовательской
деятельности.
При работе с
проектами и исследовательскими работами необходимо производить оценку и
доказательную базу каждого этапа деятельности. Например формирование целей и
задач, выявление проблемы и формирование действии по ее решению, результативности
произведенных действий и т.д. и т.п., помогают методы исследования.
Методы
исследования реализуются на всех этапах работы по проектно-исследовательской
деятельности в зависимости от необходимости применения их набор методов может
быть различным.
Рассматривая
понятие можно отметить следующее:
Метод (от греческого methodos - путь исследования,
теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения
(познания) действительности
Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на
пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают
нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на
виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две
категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех
отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает
те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их
виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее
рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике,
психологии, социологии и прочих.
Методы исследования - это способы достижения цели
исследовательской работы или проекта
Когда у
организации возникают проблемы, она проводит исследование ситуации, повлекшей
за собой данную проблему. Для проведения данного исследования специалисты,
отвечающие за разрешение данной проблемы, выбирают в зависимости от своего
опыта, знаний, имеющейся информации, природы проблемы метод исследования.
Правильно выбранный метод исследования будет определять получение достоверного
результата.
2 вопрос
«Классификация методов исследований»
Классификация
методов в различных источниках встречается разная, ны свами остановимся на
следующей:
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а
также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных
исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до
педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с
которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования вполне можно
назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно
всех областей познания.
·
Изучение
разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор
информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или
курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из
книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске
информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно
в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и
обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
·
Анализ
полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации.
Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно
проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
·
Наблюдение.
Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого
явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые
плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать
факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами
наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
·
Эксперимент.
Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент
характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии
опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет
исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты
опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
·
Опрос.
Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные
вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это
интервью, беседа и анкетирование
o
Интервью - это метод
получения первичной социологической информации путем непосредственной
целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии
исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при
опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе;
в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности
личности опрашиваемого. интервью и по сей день продолжает оставаться одним из
основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он
использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент
опрашиваемых - чрезвычайно многообразны.
o
Беседа
- это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека
путем ведения с ним тематически направленного разговора.
Отличительной особенностью беседы в ряду
других вербально-коммуникативных методов является свободная, непринужденная
манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к
себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе
с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в
ходе беседы.
o Анкетирование Под анкетированием понимается метод получения информации
через письменные ответы или опрос с помощью анкеты. Анкета готовится заранее и
представляет собой оформленный список вопросов, которые обращены к определенной
категории респондентов
Анкетирование относится к типично опросным методам и не
имеет непосредственного общения и разговора между исследователем и респондентом.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются
абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный
материал для успешного его изучения.
· Анализ. Чтобы лучше понять
материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить
каждую. Этим и занимается анализ.
· Синтез. Противопоставление
анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К
этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом
явлении.
· Моделирование. Чтобы подробно
изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную
модель.
· Классификация. Этот метод схож с
анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на
группы, опираясь на общие признаки.
· Дедукция. В лучших традициях
Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход
полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
· Индукция. Этот метод –
противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к
изучению цельного явления.
· Аналогия. Принцип её действия
заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими
явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие
черты у этих явлений могут совпадать.
· Абстрагирование. Если отвлечься от
ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на
которые мы доселе не обращали внимания.
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с
опорой на количественные показатели.
· Статистические методы нацелены на
первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для
исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики
помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные
отклонения.
· Библиометрические методы позволяют
изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной
и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и
контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных
источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов,
степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания
заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении
большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых
единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска
книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об
информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление
качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли
раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние
средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые
черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область
применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
· Глубинное интервью. В отличие от
обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы
говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но
требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью
проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее
составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей
и мотивации респондентов.
· Экспертное интервью. От глубинного
аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт,
компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах
изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует
научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители
власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
·
Фокус-групповые
дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей
из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому
явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и
восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется
«портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Методы
социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и
эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким
образом они преобразуются в социологии.
· Анализ различных источников для
получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и
видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это
контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых
источников в их количественные характеристики.
· Социологическое наблюдение. С
помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного
изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели
наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или
полевым, включенным или невключенным.
· Анкетирование, которое в данной
сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить
анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной
информации.
· Интервью, то есть устный
социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом
устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не
только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной
реакции респондентов на них.
· Социальный эксперимент –
исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он
проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления
сопутствующими процессами.
Отдельно как итог применения одного метода или
совокупность нескольких можно выделить методы обобщение и прогнозирования. В свою
очередь они относятся группе Эмпирическим методам.
Обобщение Одно из мыслительных действий, присутствует в любой
деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто
общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.
Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения
группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового,
повторяющегося свойства.
Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа
системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого
абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.
Прогнозирование Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о
состоянии какого-либо явления в будущем. Обычно подразделяется на
научно-техническое, экономическое, политическое и социальное
Комментарии
Отправить комментарий